Организация работы учителя-логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Одной из главных особенностей логопедической работы в школе для детей с ТНР является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный подход, учёт причин и механизмов, симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса различаются как по уровню развития речи, фонематических процессов, так и по степени выраженности и патогенезу других психических нарушений.
Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребёнка, сбора подробного анамнеза. Проводится оно на начало учебного года для каждого ученика с целью установления полной клинической и структурно-лингвистической картины имеющегося речевого дефекта. Результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту. На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, анализ, динамика речевого развития ребёнка.
На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого учащегося, учитывающий программные требования соответствующего класса, а также структуру, особенности речевого дефекта ученика, проводится деление детей на подгруппы, группы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий.
Вне сетки уроков в школе проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Их цель – преодоление трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках лингвистического и общеобразовательного курсов. Продолжительность индивидуального занятия в начальной школе – 15 минут, группового – 20-25 минут, в среднем звене соответственно 15 минут и 30-40 минут. Логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
В 1 дополнительном-1 классах на индивидуальных занятиях логопед, прежде всего, развивает моторику артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения. Работа осуществляется таким образом, чтобы к урокам произношения основная часть учащихся умела правильно произносить изолированные звуки, намеченные для фронтального изучения. Осуществляется так же работа по формированию слоговой структуры слова и фразы из 3-4 слов.
Во 2-м классе закрепляются навыки правильного произношения, проводится постановка звуков у вновь прибывших учащихся. Отрабатывается произношение слов сложной слоговой структуры, проводится работа по предупреждению и устранению отклонений в письме и чтении.
В 3-4 классах основными направлениями в работе являются: дальнейшее развитие фонематического восприятия, закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных заранее звуков на более сложном речевом материале, преодоление аграмматизмов, подготовка к усвоению трудных разделов программы по русскому языку, преодоление нарушений чтения и письма.
В 5-10 классах главными задачами являются: формирование полноценной фразовой и связной речи, преодоление индивидуальных речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала (нарушения слоговой структуры, ограниченности словарного запаса, трудностей в грамматическом оформлении высказывания), недостатков в чтении, самостоятельной письменной речи.