Логотерапевтический кабинет
биологической обратной связи (БОС)
В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца – ДАС-БОС. Система дыхательного тренинга по методу БОС была разработана кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами.
Метод БОС по дыхательной аритмии сердца (ДАС) – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации детей с различными речевыми нарушениями с использованием программы “Cardio 2.1. Logo”.
С 2009 г. в ГОУ ЯО "Петровская школа-интернат" была организована работа по формированию функционального состояния, совершенствованию, коррекции речи с помощью логотерапевтического кабинета биологической обратной связи (БОС) по методу ДАС-БОС.
Индивидуальные занятия проводятся согласно разработанному в начале курса коррекции индивидуально – дифференцированному графику.
Метод БОС используется при коррекции:
- заикания;
- логоневрозов;
- дизартрии;
- алалии, афазии;
- дисграфии, дислексии;
- ринолалии, ринофонии;
- расстройств фонации;
- функциональных нарушений голоса;
- нарушений темпа речи.
Использование метода преследует следующие цели:
- Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД).
- Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
- Коррекция речевого дыхания: увеличение длины выдоха, налаживание плавности, ритмичности.
- Коррекция речевых нарушений.
- Коррекция звукопроизношения.
- Развитие высших психических функций: мыслительных процессов, восприятия, концентрации внимания, увеличения объема памяти.
- Развитие связной речи (поэтапно, с постепенным усложнением).
- Работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, интонацией).
Как показывает наш опыт работы в школе-интернате V вида, использование логотерапевтического кабинета БОС в коррекционном процессе способствует формированию функционального состояния, совершенствованию и коррекции речи обучающихся. Использование метода БОС в коррекционно-развивающей работе позволяет улучшить общее звучание речи у детей-логопатов; значительно устранить тревожные и невротические состояния; речевую неуверенность; улучшить показатели нарушенных речевых функций; сократить частоту нарушений темпоритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расширить активный и пассивный словарь.
Таким образом, положительные результаты коррекционной работы практически подтверждают продуктивность применения метода биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.