
Бисероплетение
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1дополнительного-4 классов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (68 часов). Продолжительность занятия 1ч.20 минут. В кружке занимаются дети с ТНР (тяжёлые нарушения речи)
Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Курс обучения бисероплетению планируется на 1 учебный год. Данная программа рассчитана на детей 1дополнительного-4 класс. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное – работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.
В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на выставке.
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5. Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…),
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
– Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Программа курса дает возможность достижения результатов первого уровня и частично второго.
Папье-маше
Данная программа представляет собой программу кружка, где учащиеся используют технику «папье-маше» для изготовления изделий разного использования.
Искусство папье-маше уходит своими корнями в японскую и китайскую цивилизацию. Считается, что они первыми заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листьев, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. В Европу эта технология была завезена в XVII-XIX веках, где получила название метода папье-маше, в переводе с французского языка – «жеваная бумага». В России папье-маше стало массово использоваться в XVII-XIX веках для формовки декоративных предметов: ларцов, архитектурных деталей, масок, дешевых подражаний резьбе по дереву, игрушек и т. д.
Проведенные педагогами и учеными исследования показывают, папье-маше положительно влияет на психическое развитие детей. Так же папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжений, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Ученики, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Так же папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации их творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, воспитанник учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является:
- способом психологической разгрузки;
- влияет на развитие творческого воображения и мышления;
- способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов;
- способствует концентрации внимания и развивает зрительную память.
Всѐ вышесказанное позволяет говорить об актуальности программы кружка «Папье-маше».
Формы и методы, представленные в программе, позволяют решать не только цель и задачи программы, но и развивают умение детей ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивают и мотивационную сферу. Папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение, а программа кружка является целесообразной в системе внеурочной деятельности и в системе профориентационной работы школы.
Цель и задачи программы
Цель: Обучение детей изготовлению изделий в технике папье-маше и организация досуга детей.
Задачи:
Воспитательные: Личностные УУД:
- поддерживать интерес учащихся к изготовлению изделий своими руками;
- формировать уважительное отношение к результатам труда одноклассников и их мнению;
- воспитывать чувство ответственности;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность,
- развивать активность и самостоятельность,
- воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе;
-формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через творчество, восприятие духовного опыта человечества, как основы приобретения личностного опыта и само созидания;
Развивающие:
Регулятивные УУД
- развивать самостоятельность, аккуратность, усидчивость;
- развивать умения с помощью учителя анализировать предложенное задание;
- развивать самостоятельность при формулировании цели занятия после предварительного обсуждения.
Познавательные УУД:
- развивать умения добывать новые знания в процессе наблюдения, обсуждения материала занятия
- развивать умения перерабатывать полученную информацию;
- развивать умения делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
Коммуникативные УУД:
- развивать умения доносить свою точку зрения до других;
- развивать умения выслушивать точки зрения других;
- развивать умения договариваться и сотрудничать, выполняя разные роли в группе при совместном решении проблемы;
- развивать умения обосновывать свою точку зрения другим, приводя аргументы.
Обучающие:
Предметные УУД:
- формировать у учащихся навыки конструирования объѐмных изделий;
- формировать знания о видах изучаемых материалов и их свойствах;
- формировать умения создавать плоские и объемные формы, используя знания о техниках папье-маше;
- решать с помощью руководителя кружка доступные конструкторско – технологические проблемы;
- формировать умения проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую работу под контролем учителя.
Кроме заявленной цели и поставленных задач, касающихся непосредственно предмета обучения, в данной образовательной программе заложены основные принципы системы внеурочной деятельности детей.
Отличительные особенности образовательной программы
Программа обучения папье-маше включает в себя теоретическую и практическую часть.
Теория включает в себя рассказы, беседы, самостоятельную работу со специальной учебной литературой. На теоретической части занятий дети знакомятся с историей папье-маше, игрушек, кукольных театров; раскрываются различные области применений изделий в технике папье-маше; даѐтся представление о мастерстве и творчестве художников, работающих над созданием игрушек и сувениров из папье-маше. Теоретическая часть занятий решает вопросы художественно эстетического воспитания детей через разделы: «История сувенира», «История и виды прикладного творчества в России», «Прикладное творчество стран мира», «История народной игрушки» и т. п.
В процессе практической составляющей программы, учащиеся учатся работать, используя образцы и эскизы, объяснение руководителя кружка, постепенно накапливая практический опыт в изготовлении поделок от простых (изготовление плоских предметов, простейший метод маширования) до сложных объемных изделий и композиций с применением различных методов изготовления массы папье-маше.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Учащиеся узнают:
- Историю возникновения папье-маше;
- Технологию изготовления предметов в технике папье-маше;
- Технологию приготовления массы папье-маше;
- Правила окраски и лакирования изделий из папье-маше;
- Правила хранения изделий из папье-маше.
Учащиеся научатся:
- Самостоятельно смогут приготовить материал для работы;
- Изготовить объѐмную работу из папье-маше;
- Самостоятельно разрезать оболочку заготовки папье-маше ножом и снять с помощью педагога;
- Самостоятельно подбирать палитру для окраски папье-маше.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Формой подведения итогов реализации может стать олимпиада, контрольное занятие, открытое занятие для родителей, презентация творческих работ, выставка, конкурс, соревнование и т. п.
12.05.2025
22.10.2024
28.04.2023 День открытых дверей
02.03.2023
21.11.2022
19.10.2022
14.03.2022
05.10.2021 Поделки из бисера
11.03.2021г. Лоскутное шитье
16.12.2021г.
Дистанционное обучение с 06.04.2020
Задания на период дистанционного обучения (скачать)
18.07.2015 г. «Про взрослое наставление и детское творение».
18 июля 2015 г. в музее ветеранов р.п. Петровское ко Дню защиты детей была организована выставка «Про взрослое наставление и детское творение». В ней приняли активное участие ребята из разных школ района, детских садов и дома культуры р.п. Петровское.
Поделки были самыми разнообразными и эксклюзивными. Наша школа не осталась в стороне от этого конкурса (нам есть что показать и чем заинтересовать). Педагоги школы Макаров Н.С., Озерова Е.Е., Морозова Т.В. помогли ребятам оформить выставку своих поделок.