Страница обновлена 26.09.2025

Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Петровская школа-интернат", р.п. Петровское, Ростовский район

Страница обновлена 26.09.2025
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Петровская школа-интернат", р.п. Петровское, Ростовский район

Бисероплетение                     

         Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».

     Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

       Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для    воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.    

    Возрастная группа обучающихся, объем часов.  Программа разработана для обучающихся 1дополнительного-4 классов.  Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (68 часов). Продолжительность занятия 1ч.20 минут. В кружке занимаются дети с ТНР (тяжёлые нарушения речи)

                 Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

        Курс обучения бисероплетению планируется на 1 учебный год. Данная программа рассчитана на детей 1дополнительного-4 класс. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

      Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное – работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

        С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

          В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на выставке.

        Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных  ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

        Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудо­вых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления из­делий из различных материалов в проектной деятельности.

5. Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

        Планируемые результаты освоения курса

       Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-  Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…),

- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

         Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

            – Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

         Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.

- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.

- Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.

  Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются по трём уровням.

  Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

        Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает  первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

         Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

        Программа курса дает возможность достижения результатов первого уровня и частично второго.           

 

Папье-маше

Данная программа представляет собой программу кружка, где учащиеся используют технику «папье-маше» для изготовления изделий разного использования.

Искусство папье-маше уходит своими корнями в японскую и китайскую цивилизацию. Считается, что они первыми заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листьев, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. В Европу эта технология была завезена в XVII-XIX веках, где получила название метода папье-маше, в переводе с французского языка – «жеваная бумага». В России папье-маше стало массово использоваться в XVII-XIX веках для формовки декоративных предметов: ларцов, архитектурных деталей, масок, дешевых подражаний резьбе по дереву, игрушек и т. д.

        Проведенные педагогами и учеными исследования показывают, папье-маше положительно влияет на психическое развитие детей. Так же папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжений, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Ученики, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Так же папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации их творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, воспитанник учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является:

  • способом психологической разгрузки;
  • влияет на развитие творческого воображения и мышления; 
  • способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; 
  • способствует концентрации внимания и развивает зрительную память.

          Всѐ вышесказанное позволяет говорить об актуальности программы кружка «Папье-маше». 

        Формы и методы, представленные в программе, позволяют решать не только цель и задачи программы, но и развивают умение детей ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивают и мотивационную сферу. Папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение, а программа кружка является целесообразной в системе внеурочной деятельности и в системе профориентационной работы школы.  

         Цель и задачи программы 

Цель: Обучение детей изготовлению изделий в технике папье-маше и организация досуга детей.

Задачи: 

        Воспитательные: Личностные УУД:

  • поддерживать интерес учащихся к изготовлению изделий своими руками;
  • формировать уважительное отношение к результатам труда одноклассников и их мнению;
  • воспитывать чувство ответственности;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, 
  • развивать активность и самостоятельность,  
  • воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе; 

-формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через творчество, восприятие духовного опыта человечества, как основы приобретения личностного опыта и само созидания;

       Развивающие:  

      Регулятивные УУД

  • развивать самостоятельность, аккуратность, усидчивость;
  • развивать умения с помощью учителя анализировать предложенное задание;
  • развивать самостоятельность при формулировании цели занятия после предварительного обсуждения.

       Познавательные УУД:

  • развивать умения добывать новые знания в процессе наблюдения, обсуждения материала занятия
  • развивать умения перерабатывать полученную информацию;
  • развивать умения делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

       Коммуникативные УУД:

  • развивать умения доносить свою точку зрения до других;
  • развивать умения выслушивать точки зрения других;
  • развивать умения договариваться и сотрудничать, выполняя разные роли в группе при совместном решении проблемы;
  • развивать умения обосновывать свою точку зрения другим, приводя аргументы.

      Обучающие: 

        Предметные УУД:

  • формировать у учащихся навыки конструирования объѐмных изделий;
  • формировать знания о видах изучаемых материалов и их свойствах;
  • формировать умения создавать плоские и объемные формы, используя знания о техниках папье-маше;
  • решать с помощью руководителя кружка доступные конструкторско – технологические проблемы;
  • формировать умения проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую работу под контролем учителя.

Кроме заявленной цели и поставленных задач, касающихся непосредственно предмета обучения, в данной образовательной программе заложены основные принципы системы внеурочной деятельности детей.

        Отличительные особенности образовательной программы 

           Программа обучения папье-маше включает в себя теоретическую и практическую часть.

Теория включает в себя рассказы, беседы, самостоятельную работу со специальной учебной литературой. На теоретической части занятий дети знакомятся с историей папье-маше, игрушек, кукольных театров; раскрываются различные области применений изделий в технике папье-маше; даѐтся представление о мастерстве и творчестве художников, работающих над созданием игрушек и сувениров из папье-маше. Теоретическая часть занятий решает вопросы художественно эстетического воспитания детей через разделы: «История сувенира», «История и виды прикладного творчества в России», «Прикладное творчество стран мира», «История народной игрушки» и т. п.

В процессе практической составляющей программы, учащиеся учатся работать, используя образцы и эскизы, объяснение руководителя кружка, постепенно накапливая практический опыт в изготовлении поделок от простых (изготовление плоских предметов, простейший метод маширования) до сложных объемных изделий и композиций с применением различных методов изготовления массы папье-маше.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности  

Учащиеся  узнают:

  • Историю возникновения папье-маше;
  • Технологию изготовления предметов в технике папье-маше;
  • Технологию приготовления массы папье-маше;
  • Правила окраски и лакирования изделий из папье-маше;
  •  Правила хранения изделий из папье-маше.

           Учащиеся научатся:

  • Самостоятельно смогут приготовить материал для работы;
  • Изготовить объѐмную работу из папье-маше;
  • Самостоятельно разрезать оболочку заготовки папье-маше ножом и снять с помощью педагога;
  • Самостоятельно подбирать палитру для окраски папье-маше.

          Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Формой подведения итогов реализации может стать олимпиада, контрольное занятие, открытое занятие для родителей, презентация творческих работ, выставка, конкурс, соревнование и т. п.

12.05.2025

22.10.2024

28.04.2023 День открытых дверей

02.03.2023

21.11.2022

19.10.2022

14.03.2022

05.10.2021 Поделки из бисера

11.03.2021г. Лоскутное шитье

16.12.2021г.

 
  
 

Дистанционное обучение с 06.04.2020

Задания на период дистанционного обучения (скачать)

 26.04.2019  Родительское собрание "Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество!"
 
27.04.2018г. День открытых дверей
19.03.2018г. Занятие по бисероплетению "Изготовление фигурки  божьей коровки в технике параллельного плетения"
2 июня 2016 г. Благотворительная ярмарка-распродажа г. Москва компания «ГИПРОТУРБОПРОВОД»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
21 апреля 2016 г.  Пасхальный базар в "Нестле"
15 марта 2016 г. Проект: "Кукла Тильда своими руками"
12.11.2015 г. г. Москва. Благотворительный базар.
 
  

18.07.2015 г.  «Про взрослое наставление и детское творение».

18 июля 2015 г. в музее ветеранов р.п. Петровское ко Дню защиты детей была организована выставка «Про взрослое наставление и детское творение». В ней приняли активное участие ребята из разных школ района, детских садов и  дома культуры р.п. Петровское. 

Поделки были самыми разнообразными и эксклюзивными. Наша школа не осталась в стороне от этого конкурса (нам есть что  показать и чем заинтересовать). Педагоги школы Макаров Н.С., Озерова Е.Е., Морозова Т.В.  помогли ребятам оформить выставку своих поделок.