Страница обновлена 26.09.2025

Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Петровская школа-интернат", р.п. Петровское, Ростовский район

Страница обновлена 26.09.2025
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Петровская школа-интернат", р.п. Петровское, Ростовский район

Волшебный мир творчества 

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир творчества» имеет художественную направленность и предназначена для детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) 7-15 лет.

 Данная программа – одно из средств помощи ребенку в социальном становлении, показатель его роста в той или иной деятельности, познание себя, она предполагает изучение разнообразных видов аппликации, художественного конструирования из бумаги и создание поделок из бросового и природного материала, изобразительное искусство.

Использование программы в работе с детьми с ОВЗ способствует обогащению общей осведомленности ребенка в сфере декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию фантазии и художественно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук.

 В программе уделяется внимание вопросам композиции на плоскости объемно пространственной композиции, экологическому воспитанию, понятию и роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки бумаги в декоративные формы, все это способствует повышению уровня общей осведомленности.

В результате освоения программы ребенок получит знания, рассчитанные на развитие дизайнерских способностей, умение конструировать и создавать объемные и плоскостные композиции, т.к. детский дизайн – перспективное направление художественно-эстетического развития, отвечающее требованиям нового времени. Это обусловлено тем, что в дизайне очень важно не только развитие замысла, но и планирование результата, который развивает проектное мышление.

       Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что систематические творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи).

Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.

Реализация программы позволит создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие детей.

Продолжительность занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Занятия носят в основном практический характер.

          Формы и методы:

Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе детей). 

Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ). 

          Коллективная (используется на общих занятиях). 

         Цели и задачи программы

         Цель программы – развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного искусства.

  Задачи:

Обучающие:

  • освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
  • знакомить      с          основами       знаний            в          области          композиции, формообразования, декоративно-прикладного искусства;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • осуществить формирование умений и навыков работы с природным материалом, специальным оборудованием и инструментами; 
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
  • развитие         образного      мышления      и          творческого   воображения,

эстетического отношения к природному окружению своего быта;

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие креативного мышления;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

Воспитательные:

  • воспитание  смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
  • воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
  • воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание учащихся;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
  • воспитывать чувство гражданственности и любви к Родине;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать у обучающихся чувство эстетического вкуса;
  • стимулировать потребность в труде, формировать культуру труда; воспитывать через систему и последовательность занятий трудолюбие, – усидчивость в работе, целеустремленность.

Коррекционные: 

  • корректировать нарушения познавательной сферы в процессе работы над художественным образом; 
  • корректировать нарушения сенсомоторной координации, мелкой моторики; пространственного мышления посредством изобразительной деятельности;
  • корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу, развивать навыки саморегуляции; 
  • корректировать нарушения коммуникативной сферы.

06.02.2024