
Волшебный мир творчества
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир творчества» имеет художественную направленность и предназначена для детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) 7-15 лет.
Данная программа – одно из средств помощи ребенку в социальном становлении, показатель его роста в той или иной деятельности, познание себя, она предполагает изучение разнообразных видов аппликации, художественного конструирования из бумаги и создание поделок из бросового и природного материала, изобразительное искусство.
Использование программы в работе с детьми с ОВЗ способствует обогащению общей осведомленности ребенка в сфере декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию фантазии и художественно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук.
В программе уделяется внимание вопросам композиции на плоскости объемно пространственной композиции, экологическому воспитанию, понятию и роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки бумаги в декоративные формы, все это способствует повышению уровня общей осведомленности.
В результате освоения программы ребенок получит знания, рассчитанные на развитие дизайнерских способностей, умение конструировать и создавать объемные и плоскостные композиции, т.к. детский дизайн – перспективное направление художественно-эстетического развития, отвечающее требованиям нового времени. Это обусловлено тем, что в дизайне очень важно не только развитие замысла, но и планирование результата, который развивает проектное мышление.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что систематические творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи).
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.
Реализация программы позволит создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие детей.
Продолжительность занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Занятия носят в основном практический характер.
Формы и методы:
Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе детей).
Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Коллективная (используется на общих занятиях).
Цели и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно-прикладного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- осуществить формирование умений и навыков работы с природным материалом, специальным оборудованием и инструментами;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
- развитие образного мышления и творческого воображения,
эстетического отношения к природному окружению своего быта;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие креативного мышления;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.
Воспитательные:
- воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
- воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
- воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
- развитие коммуникативных способностей;
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание учащихся;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
- воспитывать чувство гражданственности и любви к Родине;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать у обучающихся чувство эстетического вкуса;
- стимулировать потребность в труде, формировать культуру труда; воспитывать через систему и последовательность занятий трудолюбие, – усидчивость в работе, целеустремленность.
Коррекционные:
- корректировать нарушения познавательной сферы в процессе работы над художественным образом;
- корректировать нарушения сенсомоторной координации, мелкой моторики; пространственного мышления посредством изобразительной деятельности;
- корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу, развивать навыки саморегуляции;
- корректировать нарушения коммуникативной сферы.
06.02.2024