Страница обновлена 05.06.2019

Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Петровская школа-интернат", р.п. Петровское, Ростовский район

Страница обновлена 05.06.2019
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Петровская школа-интернат", р.п. Петровское, Ростовский район

Вокально-инструментальный ансамбль

 

Руководитель:

Морозов  Николай Леонидович 

 

“Музыкальное воспитание -

                                                                                                                                                                       это не воспитание музыканта,

    а, прежде всего, воспитание человека”.

В.А. Сухомлинский

      Интерес воспитанников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Педагогическая деятельность по программе строится так, чтобы в интересной дружественной атмосфере формировался активный, устойчивый к стрессам, самостоятельный, востребованный в обществе гражданин.

   Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер- классы, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами. В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностно-ориентированного образования, создание условий для формирования опыта творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства. Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями.

Прогностичность: реализация данной программы создает условия для развития творческой личности подростка, способного адаптироваться в социуме.

Рациональность: программа позволяет получить максимально полезный результат в развитии художественно-эстетического вкуса подростков.

Реалистичность: цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения.

Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей подростков.

Программа рассчитана на воспитанников 12-17 лет. В коллектив принимаются все желающие. Программа предполагает профессиональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляют 144 часа. Срок реализации программы – 1год. Программа занятий составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для реализации своих творческих способностей.

  1. Актуальность программы.
  • работа по созданию данной программы именно для воспитанников школы-интерната. Для них ансамбль – это возможность реализации стремлений утвердиться в жизни. Способность приносить радость людям помогает им почувствовать себя нужными. Концертные выступления показывают, насколько уверенней чувствуют себя дети в обществе. Они общительны, смело держатся на сцене, начинают импровизировать, высказывают суждения, пытаются оценить выступление свое и товарищей. Систематические занятия творческой деятельностью развивают положительные черты характера: настойчивость, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Дети становятся мягче, отзывчивей, повышается культура общения и поведения. Душа и мысли становятся чище. В жизни они начинают видеть больше прекрасного, чем «темного».
  • программы является внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, индивидуального подхода к ребенку, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала.
  • компетенциями являются:
  • ценностносмысловая компетенция – формирование ценностных ориентаций, личностных качеств, индивидуальной позиции, социальной значимости;
  • образовательная компетенция – информационная, техническая, культорологическая, исполнительская грамотность; формирование коммуникативной, творческой личности.
  • нравственорегулятивная компетенция – формирование способности коррекции жизненных позиций, нравственных идеалов, норм поведения.
  • выпускника ансамбля – мотивированная потребность к реализации личностной стратегии на саморазвитие и самосовершенствование.
  1. Педагогические принципы.
  • работе с детским ансамблем педагог руководствуется следующими принципами:
  • единства обучения, воспитания и развития – комплексный подход к формированию личности;
  • доступности и ясности – от простого к сложному;
  • систематичности и последовательности – постепенное усложнение музыкального материала;
  • креативности – стимулирование самостоятельной творческой активности;
  • индивидуализации сохранение индивидуальных способностей при коллективном музицировании;
  • культуросообразности – использование особенностей нахождения в детском доме;
  • демократизации – предоставление свободы саморазвития, самообучения, самоопределения;
  • гуманизации – уважительного отношения к воспитаннику.
  1. Цели и задачи программы.
  • программы – создание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и сольно, для формирования музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры исполнителя.
  • из поставленной цели, поставлены следующие задачи:
  •  развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального слуха, мышления, воображения, устойчивого, глубокого интереса и любви к исполнительству.
  •  воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств, нравственных установок; привитие воспитанникам навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности; формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме.
  • овладение обучающимися разнообразными техническими приемами игры на инструментах,вокальному мастерству; обучение воспитанников основам музицирования и импровизации; профориентация наиболее способных.
  1. Основные направления и содержание деятельности.
  • развития, воспитания, обучения детей предполагает следующие направления деятельности:
  • (овладение навыками игры на инструментах);
  • чтение нот с листа;
  • творческие игры;
  • вокализация (овладение навыками пения);
  • подбор репертуара;
  • сценическое мастерство: (мимика, пластичность, создание образа, импровизация);
  • публичное выступление (творческое настроение, преодоление волнения);
  • овладение приемами работы с звукоусилительной аппаратурой, микрофоном;
  • здоровьсбережение (создание комфортных условий, недопущение переутомления, правила техники безопастности.
  • работе с инструментальной группой уделяется внимание изучению способов звукоизвлечения и характерных приемов исполнения, работе над аппликатурой, постановкой руки (позицией). На начальном этапе обучения больше времени отводится индивидуальной работе с каждым учащимся. Без определенной подготовки игра ансамблем недопустима.
  • групповых занятиях важно добиться чистоты интонирования, единства темпоритма, динамической и штриховой гибкости.
  • предстоит разбор нового произведения, непременно прослушивание записи или исполнение преподавателем, обращая внимание на решение технически трудных задач. Затем в ходе совместного обсуждения -возможность самостоятельно разобраться в характере и идее произведения, найти главную тему, ее разработку, выявить стиль, особенности фактуры, аккомпанемента и т. д. В конце обсуждения резюмирование, а при необходимости коррекция выступления и только потом изучение партий. После ознакомления с партиями игра в медленном темпе отдельно по фразам, добиваясь динамического баланса между звучанием инструментов. Когда выучено наизусть, ставятся более сложные задачи.
  • на инструменте будет естественной, когда исполнитель не будет связан техническими трудностями, когда замысел и интерпретация будут в единстве. Необходимо применение различных приемов выразительности в соответствии с художественными задачами трактовки произведения. В аккомпанементе солисту- важно добиться подчинения инструментов голосу.
  • нот с листа является одним из важнейших эмоционально-побудительных факторов самостоятельной работы исполнителя. Выработка этого навыка хотя бы на элементарном уровне.
  • из наиболее эффективных методов развития музыкально-творческих способностей является аккомпанирование по слуху. К простым, сначала,мелодиям подбирается аккомпанемент, который ребенок должен услышать внутренним слухом, ориентируясь в тональности, не искажая авторский замысел.
  • плане обучения используются творческие игры. Например: «минус один». На пленку записывается ранее разученное ансамблем произведение в нескольких вариантах: первый – без партии соло-гитары, второй без органа и т. д. Надо дополнить недостающее звучание в ансамбле своей игрой, пытаясь импровизировать.
  • вокально-инструментального ансамбля непременно должны обладать артистизмом, это и сценическое обаяние и мимика, и пластичность движений. Все это помогает установить контакт со слушателями, создать музыкально-сценический образ, импровизировать. Важна работа над сознательной художественной стороной постановки песни, от ее разучивания до исполнения не «поучая», а советуясь и помогая найти интересные решения.
  • вокально-инструментального ансамбля подразумевает использование звукоусилительной аппаратуры, электроинструментов, синтезаторов, компьютерной техники. Чтобы использовать в художественно-практической деятельности эту и другую технику необходимо помочь приобрести элементарные работы с приборами: управлять микшерским пультом, выделять отдельные инструменты, создавать звуковые эффекты, петь караоке, используя компьютер и микрофон, пользоваться Интернет, работать с музыкальными программами, а также навыкам техники безопасности.
  • системы и микрофоны все больше становятся частью нашей жизни, поэтому знания и навыки полученные в процессе обучения становятся актуальными. Каждый эстрадный вокалист должен владеть навыками работы с микрофоном. Микрофон должен стать еще одним составляющим голосового аппарата. Вся работа должна быть направлена на одновременную организацию голосовой системы и микрофона. Добиваясь определенного качества звука можно целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса.

Дыхание должно быть мягким и беззвучным.

  • в микрофон позволяет использовать придыхательную манеру. При пении f – микрофон находится на оптимально далеком расстоянии от рта; при пении p – оптимально близкое (возможно прикосновение к губам).
  • процессе обучения необходимо учитывать, что такие согласные, как звонкие – Б, Д и глухие – П, Т должны формироваться на губах с наименьшим выходом воздуха, это относиться и к звонким и глухим шипящим. Многие учащиеся сразу не воспринимают преобразованный звук своего голоса, этот барьер преодолевается методом мысленного пения и восприятием своего пения изнутри.
  • сохранения физического здоровья особое внимание уделяется обучению правилам техники безопасности и их соблюдению в процессе освоения новых инструментов и при выполнении определенных приемов игры на них, во время репетиций и концертных выступлений. сохранения психического здоровья занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении.

5. Основные положения организации образовательного процесса

Образовательная программа «рассчитана на 4 часа в неделю: 144 часов в год).

Данная программа рассчитана на 1год обучения для детей 10 – 17 лет.

Оптимальное количество обучающихся – 6-8 человек.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое строится на основе индивидуального подхода к ребенку и предполагает взаимодействие между преподавателем и обучающимися.

Формы работы – групповая, индивидуальная, в малых группах.

На индивидуальных занятиях разучиваются партии, проходит работа над трудными местами, получение необходимых теоретических знаний.

На групповых занятиях работа ведётся над освоением темпа, формы, динамики, характером, образным содержанием исполняемых произведений.

В малых группах, а это работа в паре с преподавателем, другим учащимся, отрабатываются ансамблевые моменты, трудные места.

Методы, применяемые в обучении:

- учебно-познавательной деятельности (наглядность, практические упражнения, словесный рассказ);

- художественно-исполнительский (практическое освоение материала, оттенков, выразительности исполнения);

- наглядности (прослушивание произведения исполнения педагогом или в видеозаписи и др.);

- мотивации (творческие задания, поддержание инициативы);

- творческой коммуникации (совместная творческая деятельность, коллективное нахождение способов освоения материала);

- игровой (развитие воображения, освоение приемов игры, вокальных приемов путём включения ребёнка в игру).

Формами контроля выступают: индивидуальный контроль, групповой контроль.

6. Условия реализации программы

Средства, необходимые для реализации программы:

- информационно-методические (учебно-методические пособя, нотная литература, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические материалы);

- технические (звукоусилительная аппаратура (усилитель, колонки, микшерский пульт, ревербератор, компрессор), микрофоны, электрогитары, синтезаторы звука, компьютер с программами обработки звука (миди-караоке-проигрывателями, программами изменения тональности, программами записи голоса и инструментального материала);

- организационные (репитиционная комната, зрительный зал, воможность приобретения костюмов).

7. Прогнозированные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- устройство инструмента, приёмы извлечения звука;

- правильная посадка и аппликатура;

- основы нотной грамоты и нотного письма;

-первичный навык чтения нот;

-первичные навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммы -минус;.

- основы звукоизвлечения и вокального искусства;

- настройку инструментов;

- сольное исполнение на инструменте.

- основы звукорежиссерской деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- читать ноты с листа в пределах одной октавы;

- играть выразительно солирующие партии и ансаблевые партии;

- выразительно исполнять вокальные произведения;

- применять сценические навыки на выступлении;

- работать с музыкальными программами на компьютере.

- играть аккорды по буквам;

- исполнять нетрудные пьесы в состав ансамбля.

2018-2019 учебный год

2017-2018 учебный год

2016-2017 учебный год

2015-2016 учебный год

2014-2015 учебный год